Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
14 апреля Русский центр и факультет русского языка Даляньского университета иностранных языков совместно провели встречу «Уголок русского языка», целью которой стало повышение интереса студентов к изучению русского языка. В этом мероприятии участвовали китайские студенты I курса и студенты из России.
Встреча началась с замечательного пролога ведущих, вслед за этим присутствующие послушали русскую песню «Звезда», которая помогла создать нужную атмосферу. Затем состоялась очень интересная игра, по правилам которой студенты по очереди должны были передавать слово или же предложение другому студенту. Это были русские скороговорки, сленговые слова, русские и китайские скороговорки. Было заметно, что студентам эта игра очень понравилась: ребята с интересом и коллективно выполняли все задания.
После этого они послушали китайско-русский вариант песни «Миф». Многие студенты потихоньку подпевали, наслаждаясь царящей атмосферой. Вслед за тем состоялся конкурс по страноведению России, в котором активно участвовали русские студенты. Игроки не уступали друг другу в своих знаниях, каждый стремился первым ответить на вопросы.
Такие игры помогают студентам улучшать свои знания русской культуры, а также лучше запомнить материал. Встреча не только позволила повысить активность студентов, изучающих русский язык, но и помогла укрепить дружбу между китайскими и русскими студентами, разнообразила их внеклассную студенческую жизнь.