Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Уральский профессор прочёл курс лекций по регионоведению китайским студентам
14.04.2016
Русский центр и факультет русского языка Даляньского университета иностранных языков пригласил заведующего кафедрой регионоведения Уральского федерального университета, профессора Aлександра Нестерова, чтобы тот выступил в Даляне с серией лекций: «Регионоведение и регионы мира», «Политическая регионалистика», «Региональная идентичность», а также «Региональные конфликты и их особенности».
Профессор Нестеров, исходя из территориальных, этнических, религиозных и общественных предпосылок, описывает несколько видов главных мировых конфликтов, а также приводит примеры сложных двусторонних отношений. По мнению российского специалиста, региональные конфликты сопутствуют культурным конфликтам, а те, в свою очередь, усугубляют территориальные конфликты. Кроме того, региональные конфликты, связанные зачастую с разделением территории, способствуют региональному разделению, что приводит к постоянным изменениям мировой карты.
Акцентируя внимание на другой важной теме – «Региональная идентичность», профессор Нестеров, основываясь на трёх разных аспектах, таких как этнос, государство и регионы, провёл тщательное сравнение и анализ данной проблемы. По его мнению, в будущем идентичность будет делиться на общечеловеческую и личностную. Он выразил мнение, что в некоторых странах существует двойная идентичность: этническая и государственная. А помимо этого, существует ещё региональная идентичность. Исходя из классического примера европейской региональной идентичности, учёный провёл детальный анализ существующих региональных проблем и предложил способы их решения.
Этот цикл лекций предоставил преподавателям и ученикам факультета русского языка возможность не только улучшить знания русского языка в результате общения с российским ученым, но и узнать больше о региональных конфликтах и региональных идентичностях.