Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Подведены итоги отборочных краевых туров Олимпиады по русскому языку в Словакии
21.03.2016
18 марта подведены итоги краевого тура 46-й Олимпиады для школьников по русскому языку, прошедшей в марте в восьми регионах Словакии. Организаторами конкурса являются Общесловацкая комиссия Олимпиады по русскому языку, Словацкий институт молодежи (IUVENTA).
Сотрудники и преподаватели курсов русского языка Российского центра науки и культуры в Братиславе традиционно являются рецензентами и редакторами заданий для участников Олимпиады на всех этапах ее проведения. Задания и тесты Олимпиады составлены таким образом, чтобы школьники смогли показать не только свои знания лексики и грамматики русского языка, но и лингвострановедческую компетенцию: знание русской истории, культуры, литературы, музыки.
В краевом туре приняло участие около двухсот учащихся школ и гимназий Словакии. Самое большое количество участников было на востоке страны: в Кошицком крае – 70 человек, в Прешовском – 50 человек, в Банско Быстрицком – 27.
Для школьников Братиславского края тур олимпиады прошел в Частной Славянской гимназии (г. Братислава). В нем принял участие 21 человек - ученики из школ и гимназий края - победители городских и школьных туров. По итогам соревнований было названо 7 победителей, занявших первое, второе и третье места в своих возрастных категориях. Все они получили дипломы, а от Российского центра науки и культуры в Братиславе – памятные призы – книги на русском языке.
В апреле 2016 года в городе Банска Быстрица победители краевых туров Олимпиады, занявшие первые места, будут представлять свои регионы на Общесловацком туре 46-й Олимпиады по русскому языку.