Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
О силе слова и этике в журналистике говорили в Ереване
21.03.2016
В Русском центре Ереванского государственного университета состоялась дискуссия «О силе слова и этике в журналистике», организованная факультетом русской филологии в рамках цикла межфакультетских просмотров.
Цель подобных встреч – рассмотрение той или иной проблемы в разных аспектах, развитие у студентов навыков дискуссии, отстаивания своей точки зрения, ведения аргументированного спора на русском языке.
В мероприятии участвовали студенты факультета русской филологии, журналистики, а также заместитель декана факультета русской филологии Д. Газарова и преподаватели-русисты.
Встреча была посвящена силе слова и этике в журналистике. Студенты посмотрели три короткометражных фильма, после чего развернулась бурная дискуссия о значимости выбора правильного слова в журналистике, о законах этики и о том, насколько они должны соблюдаться журналистами при освещении тех или иных событий.
Будущие филологи и журналисты спорили о том, должен ли журналист проявлять эмоции или должен оставаться хладнокровным и объективно освещать события. Мнения студентов разделились: одни считали, что журналист должен четко выполнять свою работу, не отвлекаясь и помня, что главное его оружие ‒ перо, фотоаппарат, камера, именно этим он может спасти людей, принести им пользу, осветить проблему, привлечь к ней внимание общественности. Часть студентов же придерживалась мнения, что журналист ‒ прежде всего человек и не должен забывать о простых человеческих ценностях, он должен обдуманно подходить к публикации того или иного материала, фоторепортажа и т. д.
Студенты проявляли активность и нескрываемый интерес, спорили, обсуждали. В конце встречи студенты и преподаватели договорились обязательно встретиться ещё раз и обсудить
другие, не менее актуальные и важные проблемы.