Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ежегодно во второй половине марта Педагогический университет им. Комиссии народного образования в Кракове проводит День открытых дверей ‒ важнейшее мероприятие для абитуриентов, которое позволяет им поближе познакомиться с университетом и его жизнью, выбрать подходящую программу обучения, поговорить с преподавателями и студентами, а также получить квалифицированную консультацию по вопросам поступления в наш вуз.
Для университета День открытых дверей ‒ это возможность узнать, что интересует сегодняшних выпускников средних школ, чем они живут, что для них важно.
К этому дню каждое подразделение вуза готовит свой стенд, где проходят презентации, показы, выступления, конкурсы, викторины и выставки, связанные с профилем их деятельности.
В свою очередь, для Русского центра ‒ это возможность рассказать о нашей деятельности и заинтересовать молодёжь русской культурой. Красочная и яркая мини-выставка, в которой мы разместили журналы на русском языке, материалы фонда «Русский мир», предметы русского народного промысла: хохломскую посуду, палехские шкатулки и разнообразных матрёшек, вызывала огромный интерес у посетителей. Некоторые хотели даже купить матрёшек, которые, как всегда, вызывают восторг и привлекают особое внимание. Мы раздавали рекламные материалы, отвечали на вопросы учеников и учителей, приглашали ребят посетить наш Русский центр и поучаствовать в мероприятиях, которые еженедельно проводятся в нём, а также записаться на курсы русского языка. Кроме того, многие спрашивали, организуем ли мы поездки в Россию и студенческие обмены, можно ли записаться в нашу библиотеку и о многом другом.