Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебно-методический семинар «С миром говорим на русском языке» прошёл в «Камчии»
10.03.2016
С 21 по 25 февраля 2016 в Санаторно-оздоровительном комплексе «Камчия» под Варной при содействии фонда «Русский мир» и при участии «Фонда устойчивого развития Болгарии» прошёл семинар для учителей русского языка из Германии и Франции. В семинаре также приняли участие учителя из Болгарии и сотрудники учебного комплекса им Ю. А. Гагарина СОК «Камчия».
От учителей из Германии в рамках тематического семинара выступила преподаватель русского языка, директор культурно-образовательного центра «Исток» из Франкфурта, а также председатель координационного совета соотечественников в Германии Лариса Юрченко. Она рассказала участникам семинара не только о новых методах обучения билингвальных детей, но и о роли русских школ Германии в объединении соотечественников.
Директор центра «Креативный дом» (Карлсруе), выпускница Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге Евгения Новаторова выступила на семинаре с докладом по теме «Учимся, играя и фантазируя». Проект предназначен для обучения двуязычных детей.
Директор Русского центра «Феникс» из Майнца Ирина Кобылецкая выступила с сообщением «Методы преподавания русского языка для иностранцев из опыта работы Русского центра г.Майнц».
Для гостей семинара была проведена ознакомительная экскурсия по территории СОК «Камчия». Были осмотрены детские летние лагеря «Радуга» и «Черноморский», в которых в летний период могут одновременно отдыхать до 1200 детей.