Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
4 марта в базовой гимназии Печского университета прошёл конкурс на выразительное чтение для учащихся гимназий. Это уже шестой конкурс по иностранным языкам, которые изучают в гимназии в качестве второго иностранного 2‒3 часа в неделю (латинский, испанский, итальянский, французский), а русский язык был включён в программу конкурса всего три года назад. Поддержку конкурса по русскому языку в этом году оказали Общество друзей базовой гимназии имени Михая Бабича, Российский культурный центр г. Будапешта, Венгеро-русское общество г. Печа и Русский центр, оказавший также и информационную поддержку. Сотрудники Русского центра также участвуют в работе жюри конкурса по русскому языку.
В этот раз география конкурса расширилась, и на конкурс по русскому языку приехали не только учащиеся гимназий Задунайского региона, но, например, и ученики частной гимназии из г. Дунайуварош.
Конкурс состоял из трёх заданий: вначале учащиеся должны были прочитать текст, который они выбрали заранее и готовили дома, затем они получали незнакомый текст и после небольшой подготовки должны были его правильно и выразительно прочитать. В заключение они должны были без подготовки прочитать несколько новых незнакомых им слов. На конкурсе прозвучали отрывки из «Мастера и Маргариты», русские народные сказки, отрывок из социологического исследования, шутливые истории и т. д. В качестве незнакомого текста сотрудники Русского центра выбрали текст В. А. Сухомлинского «Скажи человеку "Здравствуйте"»!
Победителем конкурса стала Флора Фаркащ из г. Бая, а приз Русского центра получил Петер Керестури из базовой гимназии Печского университета. Лауреаты конкурса и участники получили похвальные грамоты, призы и сувениры.