Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В люблинском Русском центре школьники провожали зиму
11.03.2016
10 марта 2016 г. в Русском центре при Университете Марии Кюри-Склодовской в Люблине состоялась встреча, посвящёная празднованию в России широкой Масленицы. Наш центр посетила группа учеников из VI Общеобразовательного лицея в г. Люблине.
Ученики с большим вниманием посмотрели подготовленную сотрудниками центра презентацию об истории и традициях, связанных с празднованием широкой Масленицы в России. Ребята были удивлены, что в старину каждый день Масленичной недели имел свое собственное название, так как с ним были связаны определенные обряды, и что многие ритуалы сохранились почти в неизменном виде ещё с языческих времен. Польским школьникам было интересно узнать, что русские по традиции провожают зиму громко и весело: в парках и на площадях устраивают гулянья с веселыми представлениями, концертами, танцами, там можно встретить ряженых. Наибольший же восторг у учащихся вызвали такие старинные игры, как взбирание на столб, перетягивание каната, кулачные бои, бои подушками или штурм снежной крепости.