Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российские студенты обучались в Русском центре в Варне
26.02.2016
В Русском центре Варненского свободного университета прошёл двухнедельный интегрированный курс для российских студентов из Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево).
Организатором этого совместного проекта стал факультет международной экономики и администрации при содействии Русского центра. Общее название курса ‒ «Менеджмент, маркетинг и психология».
Самыми интересными для слушателей стали демонстрации психофизиологических особенностей человека, сделанных в лаборатории Института психологического консультирования, оснащённой приборами системы «Нейрософт». Проф. д-р Галина Шамонина прочитала лекцию на тему «Язык и межкультурная коммуникация», в рамках которой обсуждались вопросы актуальности межкультурной коммуникации в современных условиях, её прямое отношение к изучению иностранных языков. Студенты приняли участие в дискуссии о компонентах культуры, несущих национально-специфическую окраску, и об освоении чужой культуры.
За время обучения гости из России познакомились с магистерскими программами университета и его вступительными экзаменами, а также с деятельностью Русского центра. Занятия проводились в Русском центре, который стал любимым местом отдыха русских студентов. В своё свободное время они приходили в центр смотреть фильмы и слушать музыку.
На торжественном закрытии состоялось обсуждение результатов обучения, возможностей будущих совместных инициатив и обмена студентами, курсов в Болгарии и России. Проректор по научно-исследовательской работе проф. д-р Павел Павлов поздравил всех участников и вручил каждому сертификат о пройденном обучении.
Все студенты и их руководители получили в подарок от Русского центра мартеницы (украшение, амулет из шерсти или ниток), а руководитель центра Галина Шамонина рассказала о болгарской традиции отмечать 1 марта как праздник весны.
Гости поделились своими впечатлениями в Гостевой книге Русского центра:
«Уважаемые коллеги! Искренне благодарим вас за ваш теплый и радушный прием. Спасибо за тот бесценный опыт, который вы подарили нам во время лекций, мы получили тот необходимый багаж знаний, который, несомненно, пригодится нам дома. Человеческий и научный потенциал вашего университета уникален. Нам очень хотелось бы приехать сюда ещё раз, и мы обязательно это сделаем. Спасибо вам!»