Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
23 февраля 2016 г. в Российском центре науки и культуры в Риме открылся международный научно-образовательный семинар «Шестые Римские Кирилло-Мефодиевские чтения», в котором принимают участие ведущие слависты из России, Белоруссии, Венгрии, Германии, Италии, Литвы, Словакии, Хорватии и Швейцарии.
На открытии семинара с приветствиями выступили заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Италии Василий Коняев, заместитель директора по научно-организационной работе Института славяноведения РАН Елена Узенева, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, заведующая кафедрой славянских языков и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, автор проекта Римские Кирилло-Мефодиевские чтения Наталья Запольская.
В течение трех дней в рамках семинара планируется рассмотреть следующие аспекты: литургия как система вербальных и визуальных отсылок; личность в пространстве и времени культуры; текст и язык: феноменология ошибок.
На мероприятии будут презентованы различные научные издания, проведены многочисленные лекции и мастер-классы.
Семинар, организованный Центром междисциплинарных исследований славянской книжности Института славяноведения РАН, кафедрой славянских языков и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им.М.В.Ломоносова при поддержке Российского центра науки и культуры в Риме, продлится до 26 февраля 2016 г.