Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В минувшем году русский язык в чешских школах изучали 51.689 учеников, это в 2 раза больше, чем в учебном году 2011/2012.
Это вызвано, прежде всего, вторым обязательным иностранным языком, введенном в начальных классах в 2013 году. Тогда изучавших русский язык сразу стало на 15 тыс. больше.
Школьники выбирают русский еще и потому, что их родители, как правило, помнят его основы и могут помочь с его изучением.
Интерес к русскому растет не только в начальной школе. Например, в языковой школе Jipka во время осеннего семестра количество изучающих русский язык увеличилось на 35 %.
Чаще всего русский в этой языковой школе хотят изучать молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.
По информации сайта Profesia.cz, специализирующегося на поиске работы, в 2014-2015 гг. количество вакансий с требованием знания русского языка выросло на 35 %.