Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Современный русский язык в иноязычном пространстве
12.02.2016
Наталья Царёва, профессор факультета русского языка Шэньсийского педагогического университета (КНР) и директор Русского центра в этом университете, провела во Владивостоке семинар «Современный русский язык в иноязычном пространстве: вопросы теории и практики обучения». Встреча с преподавателями русского языка как иностранного из разных приморских вузов состоялась в Международной лингвистической школе.
Открыл семинар президент, директор Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» Александр Зубрицкий, который отметил, что Международная лингвистическая школа – уникальное явление в школьной образовательной среде Приморья. Здесь учатся около сорока иностранных школьников. Их родители из Китая и Кореи специально отправили своих детей в Россию изучать русский язык.
Наталья Царева рассказала коллегам об особенностях восприятия русского языка китайскими студентами:
– «Хорошо» и «хорошенько» для иностранного слушателя – это разные слова, – поясняет профессор Царёва. – И моя задача, чтобы к концу лекционного занятия студент понял, что это одинаковые слова, имеющие разную эмоциональную окраску. Русский язык суффиксальный, и для иностранного студента освоить русские суффиксы, которые формируют, по сути, новые слова, – большой успех.
Обратила внимание лектор и на особенности подготовки переводчиков в китайских вузах.
– Одна из главных задач для китайских переводчиков русского языка – уловить русскую эмоциональность, – убеждена Наталья Царёва. – В ходе занятий со студентами я обращаю их внимание на экспрессивность как особенность русского национального самосознания, что, само собой, отражается и на грамматике русского языка.
– Семинар был очень интересным, – поделилась своим мнением одна из участниц встречи, член президиума Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Юлия Коновалова. – Для начинающих преподавателей оказался полезным анализ принципов коммуникативно-направленного обучения и обзор учебной литературы. Я люблю подобные встречи, потому что есть возможность пообщаться с коллегами из других университетов. Мы все работаем с китайскими студентами, и поэтому сталкиваемся с определенными трудностями, обусловленными этнокультурными особенностями учащихся.
Планируется, что проведение подобных семинаров в Международной лингвистической школе станет ежегодным и соберет ещё больше преподавателей не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока.