Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
16 декабря на уже традиционную встречу в литературной гостиной были приглашены студенты Бельцкого университета и ученики городских лицеев. Её организовали студенты III курса филологического факультета БГУ им. А. Руссо. Событие было посвящено лирике Серебряного века.
Эпиграфом встречи стали знаменитые строки Анны Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле — печаль
И долговечней — царственное слово.
Студенты-организаторы и присутствующие прониклись атмосферой поэзии Серебряного века и с особым чувством читали свои любимые стихотворения. Особенно привлекла собравшихся тема любви, тема тайны поэтического творчества, а также тема любви к Родине. С воодушевлением были прочитаны стихотворения А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Маяковского, С. Есенина и других. Студенческую инициативу поддержали преподаватели Т. Сузанская и Ф. Горленко, которые прочитали наизусть несколько стихотворений М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама и рассказали о традициях Серебряного века в лирике А. Тарковского и И. Бродского.
Участники литературной гостиной с увлечением слушали и обсуждали музыкальное воплощение лирики Серебряного века в творчестве разных композиторов.