Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
11 декабря в Российском центре науки и культуры в Кишиневе состоялась презентация монографии доцента Бельцкого государственного университета им. А. Руссо, руководителя Русского центра Бельцского госуниверситета Татьяны Сузанской «Классика и современность: уроки русской литературы».
Встреча, посвящённая Году русской литературы, была открыта музыкальной видеозаставкой, в которой были представлены выдающиеся художественные образы русской классической литературы. Модератор встречи, руководитель образовательных и просветительских программ РЦНК, доктор педагогики В. Н. Костецкий во вступительном слове подчеркнул, что книга Т. Н. Сузанской представляет собой серьёзное научно-методическое исследование, в котором глубоко анализируются русские классические и современные произведения.
Автор книги, говоря о философском содержании понятия «уроки» литературы, основное внимание уделила роли чтения художественной литературы в жизни каждого человека и тому огромному духовному и интеллектуальному опыту, который извлекает читающий.
Многие выступавшие отмечали, что содержательность, ясность и доступность изложения, ориентация на практику вузовского и школьного преподавания русской классики являются бесспорными достоинствами монографии.
Присутствующие пришли к единодушному выводу: монография Т. Н. Сузанской, несомненно, будет интересна и полезна преподавателям и учителям, студентам-филологам, учащимся старших классов и всем тем, кто любит и ценит русскую литературу.