Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Начинающие русисты выступили перед молодыми «академиками» в Пече
11.12.2015
7 декабря в Русском центре Печского университета прошло второе собрание Академии молодых учёных. В этот раз перед собравшимися выступили не только венгерские студенты-русисты, но и студенты из Казахстана, проходящие стажировку в университете.
Магистрантка II курса Оршоя Надь рассказала о системе экзаменов по русскому языку как иностранному в Венгрии. Она представила статистику экзаменов последних пяти лет и кандидатов на сдачу экзамена по РКИ, а также сравнила венгерский экзамен «Ориго» с международными экзаменами – в том числе с широко распространённым в Венгрии экзаменом ЭЦЛ (ECL).
Эстер Витез, которая также учится на II курсе магистратуры гуманитарного факультета Печского университета, выступила с сообщением на тему «Русский рок», в котором она охарактеризовала современную рок-музыку и на примере групп «Слот», «Биопсихоз» и других исполнителей рассказала об этом культурном явлении.
Студентка из Казахстана Айман Телеуова рассказала о государственном регулировании сферы образования в её стране. Она подробно остановилась на начальном и среднем образовании, поскольку высшее образование в Казахстане и Венгрии в связи с переходом двух стран на обучение по Болонской системе практически не отличается.
Студентка Айдана Орнальдина представила своё исследование об исторических связях Казахстана и Венгрии, о сходстве в некоторых обычаях и языках двух тюркских народов, а также о происхождении венгерских куманов (кунов). В Венгрии существуют две исторические области, названия которых указывают проживание здесь куманов (Надькуншаг и Кишкуншаг).