Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 23 по 26 ноября 2015 года в Русском центре в Финско-русской школе г. Хельсинки прошла неделя русской литературы, посвящённая 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. Для учащихся начальной школы были проведены тематические занятия. В помещении Русского центра была открыта выставка, посвящённая творчеству поэта. Учащиеся старших классов приняли участие в конкурсе стенгазет.
А 6 ноября прошёл семинар, в рамках которого для преподавателей русского языка в Русском центре был организован мастер-класс «Проблемы в обучении двуязычных детей». В качестве ведущего специалиста по двуязычию была приглашена доцент Хельсинкского университета Екатерина Протасова.
Кроме того, на Международной книжной выставке в Хельсинки состоялось награждение победителей конкурса по русскому языку и литературе (конкурс рисунков, сочинений, стихов и литературные викторины). Конкурс проводился в Финско-русской школе и в нём приняли участие 200 учеников.
Представители Российского книжного союза при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и посольства Российской Федерации в Хельсинки вручили победителям памятные подарки и грамоты.
А 15 октября по 27 ноября 2015 года в Русском центре проходила выставка «Из истории русских школ в Хельсинки», посвящённая 60-летию Финско-русской школы. Гости и ученики школы имели возможность узнать о наиболее ярких страницах истории создания школы и преподавании русского языка в Финляндии.