Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Минске проходит международный конкурс педагогического мастерства «Хрустальная чернильница. Чеховский урок»
19.10.2015
В Минске начался международный конкурс педагогического мастерства «Хрустальная чернильница. Чеховский урок».
Педагоги из Беларуси, России, Украины, Италии, Сербии, Латвии, Грузии и Болгарии, ставшие победителями национальных этапов, дадут столичным школьникам уроки, посвященные 155-летию А.П. Чехова. Беларусь на конкурсе представят Федор Прошкин и Евгения Логуновская – педагоги столичной школы № 70 им. Л.Н. Гуртьева.
Одновременно в Минске будет проходить международный форум «Русский язык – основа взаимодействия талантливой молодежи», организованный в рамках Года молодежи управлением образования, спорта и туризма администрации Первомайского района.
Торжественное открытие конкурса и молодежного форума состоялось сегодня в культурно-деловом центре «Дом Москвы в Минске». От имени Министерства образования участников поздравила заместитель министра Раиса Сидоренко, отметившая, что уроки жизни, извлекаемые из произведений А.П. Чехова, – это уроки интеллигентности и мужества, доброты и честности.
– Очень приятно, что в эти дни в Минске собрались мэтры, которые будут обсуждать, что нужно сделать для того, чтобы литература была частью нашей жизни, педагоги, которые воплощают эти идеи в жизнь, и молодежь ради которой ведется эта работа, – отметила Р. Сидоренко.
Также в рамках конкурса пройдут международная конференция «Чехов на всю жизнь» и круглый стол на базе Национального института развития образования. Актуальные вопросы языкового образования, проблему приобщения детей к классической литературе, методики изучения произведений классиков в школе обсудят видные ученые, авторы учебников и педагоги-новаторы.
– Важно, что здесь собрались коллеги из разных стран, готовые поделиться своим мастерством, – сказал президент Международного педагогического клуба Александр Кондряков. – 22 октября хрустальная чернильница обретет своего владельца, но мне хочется, чтобы этот конкурс стал для его участников не сражением, а праздником русской классической литературы.
Первый международный конкурс педагогического мастерства «Хрустальная чернильница» проходил в Одессе и был посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. По словам организаторов, следующие состязания педагогов планируется посвятить Михаилу Булгакову.