Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В софийском Русском центре МКИ «Столичная библиотека» в день рождения Сергея Есенина руководитель Русского центра Мариета Георгиева и руководитель Школы повышения квалификации учителей средних школ Виолета Миланова разговаривали с победителями ІІІ Международного пушкинского конкурса для учащихся «Мы рождены для вдохновенья».
Ученицы 133-й СОШ им. А. С. Пушкина Виолета Банева и Вяра Стефчева – победители в номинации «Интерпретация пушкинского наследия в современной культуре», приглашены для участия в финальных мероприятиях, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге с 18 до 23 октября. В работе над своим исследованием девушки пользовались электронными ресурсами и библиотечным фондом Русского центра при МКИ «Столичная библиотека».
2015 год объявлен Годом литературы в России. В связи с этим было проведено много литературных конкурсов, участие в которых приняли и болгарские учащиеся. Виолета Банева и Вяра Стефчева стали лауреатами и московского городского конкурса «Билингва». В Русском центре девушки получили информацию о том, как подготовиться к экзамену и получить сертификат о владении русским языком, как пользоваться ресурсами Русского центра, на каких сайтах могут найти подходящие материалы.
В разговоре с руководителем Школы повышения квалификации учителей была отмечена значительная роль русской литературы и культуры в обучении русскому языку. Учителя, которые участвовали в занятии Школы на тему: «Работа с художественным текстом на уроках РКИ в средней школе» согласились с тем, что изучение художественной литературы способствует приобщению к ценностям культуры русского народа.