Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Новый учебный год в Школе русского языка и культуры учебно-развивающего центра Järeleaitaja (Пярну, Эстония) начался литературно-музыкальной программой, посвящённой 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. В школе учатся дети из русскоговорящих семей, обучающиеся в эстонских учебных заведениях; дети, получающие образование на русском языке; взрослые, интересующиеся историей русской культуры.
Русские дети из эстонских школ в большинстве своём не имеют представления об исторической родине, русской литературе и культуре. Школа русского языка и культуры помогает им познакомиться с культурным наследием России.
Занятия проводятся в трёх учебных группах. В учебном плане школы предусмотрено изучение русского языка, русской литературы, истории русского искусства.
Стало доброй традицией проведение в открытых уроков курса истории русского искусства в формате литературно-музыкальных программ цикла «История русской культуры в лицах» для учащихся школы, жителей и гостей города с участием артистов Русского театра Эстонии, Русского филармонического общества, писателей из Таллина, Тарту и Пярну.
Информационная служба учебно-развивающего центра Järeleaitaja, Пярну