Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
3 октября 2015 года Россия и весь мир отметят 120-летий юбилей со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. Накануне памятной даты в Русском центре Бельцкого госуниверситете им. А. Руссо студенты филологического факультета и лицеисты города представили литературно-музыкальную композицию по творчеству поэта.
Звучали стихи и отрывки из поэм Сергея Есенина – тонкого лирика, мастера пейзажа, певца крестьянской Руси и знатока народной души. Сочинять Есенин стал очень рано, лет с девяти, но до 14, когда им были написаны «Маковые побаски» и «Микола», слагал только духовные стихи. Печататься начал в 1914-м в московских детских журналах, дебютировав стихотворением «Берёза». Первые сборники стихов Есенина «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов» (1916) восторженно приветствовались критикой, отметившей юную непосредственность и природный вкус автора.
В композиции прозвучали также лучшие стихотворения поэта, созданные им в период с 1923 по 1925 год : «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мне осталась одна забава…», цикл «Персидские мотивы», отрывки из поэмы «Анна Снегина».
Образ Сергея Есенина нередко ассоциируется с хулиганом, похабником, скандалистом, шизофреником, бабником, который пил безнадёжно и в итоге повесился. Однако в письмах и воспоминаниях современников – А. Блока, М. Горького, Б. Пастернака, А. Есениной, Е. Есениной, В. Маяковского, В. Мейерxольда, А. Миклашевской. – великий поэт предстаёт как организованный, ответственный перед окружающим миром, Россией и русским народом человек. В композиции студенты и лицеисты показали Сергея Есенина высокообразованным мудрым философом, летописцем, историком и пророком, любившим жизнь, людей и Россию.