Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Балетный фестиваль в честь Сержа Лифаря, одного из символов Русских Дягилевских сезонов в Париже, проходит сейчас в столице Франции. Он посвящен юбилею выдающегося хореографа. С нами на связи музыкальный обозреватель Виктор Игнатов.
ИГНАТОВ: Серж Лифарь, знаменитый танцовщик труппы Дягилева, в 1930 году возглавил балет Парижской оперы и почти 30 лет был его руководителем. Лифарь стал новатором и реформатором классического балета, автором более двухсот постановок. В прошлом году отмечалось столетие Лифаря. Сейчас в связи с 30-летием со дня его смерти Парижская опера показывает программу в честь Лифаря. Ее составляют два его шедевра – «Сюита в белом» и «Миражи», созданные в 1943 и 1944 годах.
«Сюита в белом» ослепляет роскошной хореографией. Артисты в белоснежных костюмах, витают кружевные ансамбли, дуэты и трио, восхищая грациозными па под музыку Лало. В «Миражах» на музыку Соге предстают романтические картины с участием причудливо одетых персонажей. Они исполняют виртуозный дивертисмент, пленяя неоклассическим стилем Лифаря и танцевальным совершенством. Между этими одноактными балетами идет премьерная постановка Маландена под названием «Полет Икара». Этот балет на музыку фортепьянного концерта Альфреда Шнитке психологически созвучен «Икару» в хореографии Лифаря. Но форма постановки Маландена совсем иная. На темной сцене группы танцовщиков принуждают одного из них взлететь, как Икар. Является Муза, вспыхивает свет, и новый Икар исчезает. Странная игра начинается заново. Главную роль танцует Бенжамин Пеш – звезда балета Парижской оперы, обладатель Гран-при на Первом конкурсе Майи Плисецкой в Петербурге.
Несмотря на оригинальность концепции нового балета, современная танцевальная лексика Маландена не может конкурировать с хореографическим пиршеством Лифаря. В исполнении программы участвуют все звезды и солисты труппы. Они демонстрируют высочайшее мастерство и чистоту стиля. Все-таки наибольшее впечатление производит оркестр театра под управлением эстонского дирижера Велло Пяхна. Звучание оркестра восхищает гармонией и экспрессией. Порой возникает ощущение, что не музыка сопровождает танец, а танец сопровождает музыку.
Программа в честь Лифаря будет показана 11 раз и, видимо, станет визитной карточкой парижской труппы.