Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Югре намерены повышать качество уроков русского языка
15.09.2015
В ходе первого аппаратного совещания Натальи Комаровой во вновь избранной должности губернатора ХМАО-Югры были затронуты вопросы исполнения поручений Президента России Владимира Путина по межнациональным и образовательным вопросам. До 1 декабря текущего года во всех регионах должны сформировать комплексную программу по повышению качества преподавания русского языка. В Югре такие программы развиваются планомерно. Так, в рамках этого поручения, департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры был разработан проект «ЕГЭ для учителя».
«Мы поэтапно двигаемся в этом направлении. Сегодня уже Сургутским педагогическим университетом подготовлены контрольные измерительные материалы, которые обеспечат выявление пробелов и затруднений в знаниях преподавателей. В комплекс мероприятий войдет и практика студентов-филологов. Ее мы организуем с 1-го курса на базе образовательных организаций», - рассказала директор департамента образования и молодежной политики автономного округа Любовь Ковешникова.
Помимо этого, Российская академия образования выступила с предложением к автономному округу о заключения соглашения, согласно которого педагоги-филологи из Югры смогут войти в эту структуру.
Наталья Комарова в свою очередь попросила подчиненных обратить внимание на сохранение и развитие языков коренных народов Севера, а в частности Югры.