Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В 2007 году московские выпускники будут сдавать русский язык в форме ЕГЭ
23.10.2006
19 октября на заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждались вопросы, связанные с проведением единого государственного экзамена в Москве в 2007 году, а также проблемы организации системы независимого контроля качества школьного образования.
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, заместитель руководителя столичного департамента образования Владимир Раздин напомнил, что Москва уже третий год принимает участие в эксперименте по проведению ЕГЭ. В 2007 году учащиеся выпускных классов столицы будут сдавать 10 экзаменов. Из них в форме единого государственного будет один - русский язык: дело в том, что именно этот предмет входит в состав вступительных экзаменов во все вузы. Таким образом, пояснил чиновник, вместо проведения собственного экзамена по русскому вузы будут учитывать оценку, полученную абитуриентом на ЕГЭ в школе. Форму сдачи экзаменов по остальным школьным предметам учащиеся имеют право выбрать самостоятельно: это может быть ЕГЭ, традиционный экзамен с билетами, письменная работа.
Председатель комиссии по науке и образованию Евгений Бунимович отметил, что в 2006 году, в отличие от прошлого, порядок проведения ЕГЭ определен департаментом образования задолго до конца учебного года: это даст возможность детям, их родителям и учителям без спешки подготовится к ответственному мероприятию. Члены комиссии согласились с мнением председателя о целесообразности обращения к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко, а также к руководству Рособрнадзора и Совета ректоров Москвы и Московской области с просьбой ускорить обнародование правил при поступлении в вузы: каждый выпускник должен заранее знать, какие вступительные экзамены ему придется сдавать, подчеркивали участники заседания.
Экзамены на сегодняшний день остаются основной формой контроля качества школьного образования, однако, по словам директора Центра образования "Царицыно" Ефима Рачевского, школьное образование нуждается в организации системы независимой внешней оценки качества образования. Сегодня созданием форм такой оценки занимаются различные структуры. В частности, советник мэра Москвы Александр Музыкантский сообщил о системе контроля знаний, созданной Московским центром непрерывного математического образования - эта система в настоящее время апробируется на базе ряда московских школ. По каждому предмету должен быть подготовлен и размещен в интернете набор тестовых заданий, которые требуют решения не в виде выделения одного из готовых ответов - такая форма, по мнению специалистов, не отражает реальных знаний - а виде решения задачи, перечня необходимых фактов и так далее. Главные достоинства этой системы - объективность, наглядность и контролируемость, считают авторы проекта.
Еще одна программа развития системы оценки качества образования разработана Московским Центром качества образования. Составляющими системы являются общественная экспертиза качества образования, организуемая силами общественных независимых организаций, и профессиональная экспертиза, создаваемая на основе мониторинга и диагностики: с этой целью, предлагается, в частности, создание окружных лабораторий качества образования.
Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, в свою очередь, сообщил, что уже в нынешнем учебном году во всех московских школах предполагается проведение независимой аттестации учащихся 6-х классов по математике и 9-х - по алгебре.
Подводя итоги заседания, Евгений Бунимович подчеркнул необходимость создания системы внешней оценки качества знаний школьников. Пока, по его словам, чем больше интересных инициатив, чем они более независимы и разнообразны - тем лучше. Депутаты решили обратиться к мэру Москвы с просьбой обратить особое внимание на этот аспект столичного образования.