Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Интенсивные курсы русского языка закончились в Будапеште
01.09.2015
С 24 по 28 августа 2015 г. в Русском центре в Будапеште были проведены бесплатные интенсивные курсы русского языка для взрослых учащихся. Такие курсы организуются, как правило, на последней неделе января и августа, то есть накануне начала семестра в венгерских вузах.
В этот раз участниками курсов стали студенты других вузов (не Университета им. Лоранда Этвеша), преподаватели других иностранных языков и люди, которые на данный момент ищут работу и хотят повысить свои шансы благополучно устроиться со знанием русского языка. Принимая во внимание, что в Венгрии в последние годы появилось много туристов из России, устройство в туристических агентствах и в области сервиса кажется довольно перспективным.
Учитывая это обстоятельство, основной темой курсов стал «Туризм в Венгрии и России». Учащиеся освоили множество слов и выражений, связанных с темами «оформление визы», «поездка самолётом», «пляжный туризм», «горнолыжный туризм», «лечебный туризм» и «бронирование и проживание в гостинице». Они научились, с одной стороны, выбирать в турагентстве тип поездки, место отдыха и подходящую гостиницу, а с другой стороны – оказывать в этом помощь клиенту. Ситуации в аэропорту с участием пассажира и сотрудника авиакомпании тоже входили программу курсов. Самой важной частью обучения, безусловно, были ситуации в гостинице (бронирование по телефону и общение с персоналом).
Вторичной целью проведения курсов было расширение культурологических знаний учащихся о России. Учебным материалом стали эпизоды мультипликационного проекта «Мульти-Россия», учащиеся выполнили многочисленные тесты на знание известных российских людей, географии России и даже русской кулинарии.
Финалом курсов стал киновечер. Фильм был выбран из киноархива Русского центра путём голосования, в результате которого преобладающее большинство участников отдали свои голоса за классическую комедию «Мимино».