Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фонд «Русский мир» на протяжении уже нескольких лет на постоянной основе передаёт в дар книги итальянским студентам, изучающим русский язык как иностранный при Русском центре в Вероне. В июне в центр поступила новая партия книг и учебных пособий.
Часть этих пособий имеет общую обучающую направленность, часть является тематической, что особенно важно для взрослых, изучающих иностранный язык. Ведь каждый из студентов уже имеет профессию или особый интерес в определённой сфере, в которой и будет в большинстве использовать свои языковые знания.
Чтение книг увеличивает словарный запас и помогает углубить знания не только грамматики, но и культуры, традиций и особенностей выразительных средств изучаемого языка.