Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Таким образом город «сэкономит» 40 тыс. евро в год
«К большому сожалению, город принял решение не в нашу пользу. С нового учебного года уроки русского языка будут отменены», — рассказала корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 25 июня, председатель Финско-русского общества «Наш Дом» города Котка, учитель русского языка Ольга Хаккарайнен.
В школах Котки русский язык преподавался один раз в неделю. По информации финского портала Yle, город сейчас вынужден урезать расходы, в том числе и на педагогическую деятельность. Одна из мер — прекратить преподавание родного языка для иммигрантов и двуязычных детей. В Котке это касается только русского, но по всей Финляндии в качестве родного преподают 55 разных языков. «Сейчас мы пересматриваем всё, что не является обязательным. Мы обязаны организовать базовое образование, но не преподавание родного языка. То есть муниципалитет может сам решить, проводить уроки или нет», — отмечал ранее в комментарии изданию глава ведомства по образованию города Котка Юха Хенрикссон. Расходы на преподавание родного языка в Котке для 139 детей составляют 40 тыс. евро в год. При этом 86% всех расходов компенсируется государством, и лишь 14% от суммы выплачивает непосредственно город. «Сумма смешная и никакой экономии здесь нет. Нам кажется, что это чисто политический вопрос», — отмечает Хаккарайнен. По её словам, отмена уроков русского языка — это лишь часть общей стратегии города по сокращению расходов. Так, например, на закрытии школ и гимназий город «сэкономит» 200 тыс. евро. Теперь количество учеников в классах возрастёт, говорит Хаккарайнен. «Изменить что-то мы вряд ли сможем, поэтому нужно вместе с родителями решать вопрос обучения детей родному языку своими силами», — считает председатель Финско-русского общества «Наш Дом».
Как ранее сообщало ИА REGNUM, русскоязычные родители Котки направили городским властям петицию. Её подписали 140 человек. Стоит также отметить, что по всей Финляндии русский язык как родной изучают около 4 тыс. школьников.
Напомним, что с 1809 года после присоединения герцогства Финляндского к России и до 1917 года русский язык, наряду с финским и шведским, был официальным языком в Финляндии.