Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Польские учителя русского языка повысили свою квалификацию на семинарах, организованных польской Ассоциацией учителей и преподавателей при помощи Фонда «Русский мир». Это были два семинара из серии «Современный учитель русского языка в «Классе русского мира». Хоть и были это семинары из одной серии, но каждый имел свою направленность и не был зеркальной копией предыдущих. В каждом затронута своя специфика в преподавании русского языка как иностранного.
Семинар, проходивший в небольшом курортном городке Константин-Езёрна под Варшавой, был посвящён «Педагогическим технологиям в обучении РКИ», а семинар, который прошёл в Природоведческо-гуманитарном университете города Седльце, был посвящён «Методическим проектам для обучения РКИ на базе педагогических технологий». Тематика семинаров была выбрана не случайно: логопедические технологии, театральные техники, музейная педагогика и способы их применения в обучении русскому языку как иностранному.
В настоящее время многие русисты, методисты и учёные ищут способы и пути для поддержания и повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного, стараются находить такие технологии, которые можно использовать и на занятиях по другим предметам, проводимым на родном языке учащихся. Поэтому такие темы, как «Логопедические технологии в обучении РКИ», «Музейная лексика. Классификация музеев России и мира», «Виртуальные музеи России в обучении РКИ через Интернет-сайты», «Грамматика в театральных техниках», «Современная детская литература как источник оригинальных текстов в дополнительном материале обучения», привлекли на эти два семинара более 90 учителей со всей Польши.
Учителя могли не только послушать лекции на предлагаемые темы, но и поучаствовать в мастер-классах, проводимых Татьяной Молчановой из Москвы, Людмилой Шипелевич из Варшавского университета и Доротой Ясяк, учительницей и аспиранткой Института русистики Варшавского университета.
На семинаре в Варшаве (Константин-Езёрна) присутствовал директор Российского центра науки и культуры в Варшаве, который рассказал о деятельности Центра, его сотрудничестве со Смоленским государственным университетом и возможности повышения квалификации учителей на базе последнего. Также в рамках программы «Школа-лидер», проводимой польской Ассоциацией учителей и преподавателей русского языка совместно с другими организациями, он вручил гимназии в Лодзи 35 книг и учебников на русском языке. Подарок получила учительница русского языка, участница семинара, которая рассказала о гимназии, где ученики изучают русский язык по расширенной программе пять часов в неделю.
Второй семинар состоялся в новом корпусе гуманитарного факультета Природоведческо-гуманитарного университета в городе Седльце, где также есть кафедра русской филологии и компаративистики. На этом семинаре были не только учителя разных типов школ, но и преподаватели русского языка из университета. Поэтому в программу семинара были включены лекции и мастер-классы по фразеологизмам и фразеологическим оборотам в обучении РКИ, поскольку фразеологизмы изучают и в школах, и в унивеситетах. Лекции и мастер-классы блестяще провела профессор Ксения Смолина из Московского педагогического университета.
В семинаре приняли участие учащиеся из лицея № 4 города Седльце. Они показали презентацию о своем участии в международном проекте «Читайград» в Санкт-Петербурге, где они вместе с учениками разных стран обсуждали, как привлечь своих друзей к чтению книг. Рассказ двух учениц об этом проекте очень понравился учителям, которые сразу же записали сайт «Читайграда» и будут рекомендовать его своим ученикам.
Незабываемым было посещение местного Музея сакрального искусства, где учителя смогли увидеть единственную в Польше картину Эль Греко и познакомиться с интересными экспонатами музея (всё это проходило в рамках тематики «Музейная педагогика»).
Каждый участник семинара получил книги на русском языке, журналы «Русский мир». В рамках программы «Школа-лидер» учительнице лицея № 4 Эве Ягелло из г. Седльце был передан комплект книг и учебных пособий по русскому языку от имени Российского центра науки и культуры в Варшаве и польской Ассоциации учителей и преподавателей русского языка. Также же книги и учебные пособия получила кафедра русского языка гуманитарного факультета Седлецкого природоведческо-гуманитарного университета.