Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской прошел диктант по русскому языку для учащихся школ г. Донецка. Мероприятие было организовано общественным движением (ОД) «Донецкая Республика» и посвящалось празднованию Дня славянской письменности и культуры.
«Все мы знаем, что русский язык – великий, могучий и сложный. Мы на нём думаем и говорим. Большое вам спасибо, что принимаете участие в диктанте. Хочу от имени общественного движения „Донецкая Республика” пожелать вам успехов и быть внимательными», – обратилась к ученикам заместитель руководителя исполкома ОД «Донецкой Республики» Екатерина Мартьянова.
Методист информационно-методического центра департамента образования г. Донецка Ольга Болотникова, диктовавшая текст, отметила, что тему диктанта выбрали не случайно, текст посвящён славянским просветителям Кириллу и Мефодию и подбирался с учётом полученных школьниками знаний.
В диктанте приняли участие 40 лучших учеников восьмых и девятых классов. Все участники диктанта говорили о том, что русский язык – их родной язык, они его любят и поэтому им важно его знать. Школьники получили подарки от организаторов диктанта.