Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Республиканская олимпиада по русскому языку успешно прошла в Молдове
29.04.2015
Ежегодная республиканская олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся гимназий и лицеев с русским языком обучения проходила в Кишинёве 24-26 апреля. Она была организована Министерством просвещения Республики при поддержке посольства Российской Федерации, Российского центра науки и культуры и Русской общины Молдавии. Олимпиада была посвящена Году литературы и прошла под девизом «Вечно живая классика».
На интеллектуальное соревнование приехали 113 участников из разных уголков Республики Молдова и Приднестровья, победители городских и районных конкурсов. Некоторые из них являются призёрами международных олимпиад по русскому языку.
На открытии олимпиады конкурсантов и учителей приветствовали вице-министр образования Республики Молдова Лилиана Николаеску-Онофрей, посол России Фарит Мухаметшин, руководитель представительства Россотрудничества в Молдавии Валентин Рыбицкий, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы (МОПРЯЛ) ректор Славянского университета Татьяна Млечко, глава русской общины Молдавии Людмила Лащенова, председатель жюри доцент кафедры славистики Бельцого государственного университета Татьяна Сузанская, директор лицея им. Н. Гоголя Таисия Аникьева. Они пожелали ребятам вдохновения и творчества.
В этот же день состоялся устный тур конкурса, в котором состязались юные ораторы. Им было предложено прокомментировать высказывание русского писателя или поэта и высказать своё мнение. Основной, письменный, тур олимпиады был проведён на следующий день. Участникам было предложено поразмышлять над стихотворением К. Симонова «Жди меня», над отрывками из пьес А. Грибоедова «Горе от ума» и А. Чехова «Вишнёвый сад», а также из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выбор авторов и произведений был предопределен двумя факторами: годом 70-летия Победы и юбилеями названных художников слова, которые отмечаются в 2015 году. Большинство конкурсантов успешно справились с довольно непростыми заданиями, проявили самостоятельность, умение аргументированно отстаивать своё мнение, хорошее знание русской классики и её глубокое понимание.
Победители олимпиады представили широкую географию Молдавии: на торжественном закрытии прозвучали имена учащихся не только из Кишинёва, но и из Бельц, Тирасполя, Оргеева, Кагула, Единиц, Фалешт, Дрокии, Унген, Рышкан, Глодян и др., а также из Гагаузии.
Призёры получили дипломы, медали и денежные премии от организаторов, а также издания произведений русских классиков и словари, которые от Российского центра науки и культуры вручил Виктор Костецкий, руководитель образовательных программ центра.