Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Дрездене завершился проект для школьников «Русские следы»
28.04.2015
В гостях у гимназистов Свободной Вальдорфской школы в Дрездене побывали школьники из специализированной языковой московской гимназии. По просьбе классного руководителя восьмиклассников Вальдорфской школы Ирины Романычевой, Русский центр Немецко-Русского института культуры в Дрездене подготовил и провёл проект «Русские следы в Дрездене», в котором приняли участие около пятидесяти школьников и несколько преподавателей немецкого и русского языков, а также истории, из Германии и России.
В преддверии Дня Победы руководитель Русского центра Вольфганг Шелике и методист Русского центра Виталий Колесник встретились со школьниками на советском гарнизонном кладбище в Дрездене и рассказали об истории и сегодняшнем дне этого мемориала эпохи холодной войны.
Ребята посетили Русский центр и посмотрели фильм «Русские следы в Дрездене». Во время экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью наших великих соотечественников в столице Саксонии, русские и немецкие школьники увидели «Норвежский дом», в котором летом 1910 г. жили юные сестры Цветаевы, памятник Ф. М. Достоевскому и дрезденскую русскую православную церковь. Материалы, которые юным исследователям дрезденского русского мира удалось собрать во время реализации этого проекта, лягут в основу докладов и презентаций на русском и немецком языках.