Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
47 нижегородцев получили «пятерки» за «Тотальный диктант»
28.04.2015
А самой юной участницей акции стал девятилетняя Катя Фомичева
В Нижнем Новгороде есть 47 абсолютно грамотных жителя: за «Тотальный диктант», который 18 апреля прошел по всей стране и за ее пределами, они получили пятерки. За преданность русскому языку организаторы акции вручили им сертификаты и книги автора «Тотального диктанта-2015» Евгения Водолазкина.
В этом году в «Тотальном диктанте» участвовали 1250 нижегородцев. По сравнению с прошлым годом горожане справились лучше: процент пятерок увеличился с двух до трех процентов от общего числа оценок.
- Я первый раз участвовала в акции - и сразу пятерка! Хотя в школе у меня была «четверка», - рассказала одна из отличниц, руководитель пресс-службы коммерческой компании Анна Айзенштадт. - Быть грамотной мне помогает постоянное чтение. Хотя я не была до конца уверена в своих силах. И очень рада, что у меня все получилось.
А пенсионер Александр Смирнов буквально отвоевал свое «отлично» у членов комиссии, доказав, что его вариант написания тоже допускается: он написал слово «империал» (в значении - верхняя часть конки или омнибуса с местами для пассажиров) в кавычках. Ему тут же переправили «четыре» на «пять».
Самой юной участницей «Тотального диктанта» стала девятилетняя Катя Фомичева, для нее приготовили специальный подарок - толстовку с логотипом акции.
- Я приехала на выходные к бабушке и вместе с ней пошла на «Тотальный диктант», - призналась ученица 3-го класса школы № 3 Дзержинска. - Правда, я написала всего два предложения - уж очень сложный диктант.
Как сообщила координатор акции в Нижнем Новгороде, профессор НГЛУ Наталия Макшанцева, при проверке пунктуации учитывались все возможные варианты написания, если они соответствуют нормам. А самыми распространенными орфографическими ошибками стало «не» с разными частями речи и правописание наречий.
- Единственную орфографическую ошибку я сделал в слове «вполоборота» - написал раздельно. Но именно это слово стало самой массовой ошибкой во всех городах, - говорит участник акции Алексей Антонов.
Кстати, рекорд жителя Екатеринбурга, который сделал 273 ошибки в 280 словах, нижегородцы не побили.
- Участники акции допустили максимум 25 - 30 ошибок, - говорит Наталия Макшанцева. - Но главное, что акция привлекает внимание к русскому языку и проблеме грамотности.