Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
18 апреля в Русском центре Николаевского академического художественного русского драматического театра прошла ежегодная всемирная акция «Тотальный диктант».
До последнего часа почти не было людей, и можно было подумать что «всё пропало», но, несмотря на погоду и другие обстоятельства, люди – молодые и старые, любящие русский язык, – пришли и написали диктант.
Чтецом текста была приглашена Зоя Ивановна Шаталова – учитель русского языка, удостоенная звания учитель года и многих других заслуг и просто человек, любящий русский язык. Она пообещала провести со всеми участниками работу над ошибками. Люди ушли довольными и благодарными за столь познавательное и полезное мероприятие.