Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Школьники из Болгарии приняли участие в весенней школе Правительства Москвы
13.04.2015
С 28 марта по 5 апреля 2015 г. в подмосковном оздоровительном комплексе «Левково» Московское правительство провело весеннюю международную акцию (школу) в поддержку русского языка, российской культуры, истории и образования для учащихся в возрасте от 15 до 18 лет.
Здесь прошли обучение 160 старшеклассников из 15 стран ближнего и дальнего зарубежья. В работе школы при содействии Русского центра Муниципального культурного института «Столичная библиотека» в Софии приняла участие болгарская делегация из 9 старшеклассников.
Вот отзыв одного из них: «Весенняя международная школа была для нас невероятным приключением! В течение девяти дней, мы познакомились поближе с русской культурой: с русскими традициями и ремёслами, с русской историей, удивлялись красоте Москвы, её достопримечательностям и её окрестностям и, конечно, знакомились с новыми людьми из разных стран мира и с некоторыми подружились – надеемся надолго! Наша программа была настолько насыщенной и интересной, что у нас не было времени думать о чём бы то ни было другом».
Юным участникам акции попробовали разгадать культурный код России, пройдя обучение в 20 мастер-классах по русскому языку, российской культуре, истории, искусству и литературе, которые провели педагоги московских школ и учреждений дополнительного образования, преподаватели кафедры ЮНЕСКО МИОО, государственных вузов, сотрудники музеев.
Старшеклассники побывали на ВДНХ, в Кремле, Оружейной палате, узнали тайны улицы Арбат, посетили усадьбу Абрамцево, исторические места Сергиева Посада, посмотрели спектакль Павла Любимцева «Ночь ошибок» и встретились с режиссёром спектакля. Также прошли серию тренингов, направленных на развитие лидерских качеств, управленческих умений, технологий разрешения конфликтных ситуаций и методов управления эмоциями. В рамках весенней школы прошли такие мероприятия, как фестиваль народных промыслов «У истоков ремесла», театральный вечер, посвящённый Году литературы в России, деловая игра «Образ и действия: история и современность России», интеллектуальная игра «Россия сквозь века». Важным событием в программе стал фестиваль национальных культур.
Сопровождающие делегаций – преподаватели русского языка – тоже прошли повышение квалификации, прослушав курс лекций.