Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Союз русской молодежи Грузии (СРМГ) в начал проведение Открытых уроков мира, посвященных событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Проект осуществляется при поддержке фонда «Русский мир». Организаторами данных мероприятий стали Дмитрий Брегвадзе, заместитель председателя СРМГ и Михаил Элизбарашвили, глава пресс-службы Центра правовой поддержки российских соотечественников Грузии.
Два таких урока прошли в старших классах тбилисских школ «Интеллект» и «Деа». Уроки вёл председатель Союза русскоязычных журналистов Грузии Михаил Айдинов. Он, в частности, рассказал, каким трудным и тяжелым путём далась победа и почему День Победы отмечается 9 мая. Старшеклассники активно принимали участие в дискуссиях и делились историями, услышанными от своих бабушек и дедушек.
Еще один Открытый урок мира прошёл в публичной школе № 3 г. Рустави, его помогла организовать Тамара Хубулава , активист СРМГ, а также Квемо-Картлийское региональное русское общество «Родник» (председатель Вера Кузнецова). Рассказать свои истории и поделиться воспоминаниями со слушателями пришли ветераны и участники Великой Отечественной войны.
Нина Петровна Рябова, 1923 г. р., рассказала о том, как пошла на фронт добровольцем, была телефонистской и прожектористкой. В её обязанности входило определить, какой самолет летит, свой или вражеский. По шуму мотора приближающегося самолета могла определить высоту полёта. В свои юные годы она по 4 часа с винтовкой стояла на посту. Самым трагичное воспоминание – воздушный бой в результате, которого погиб Советский летчик.
Раиса Ивановна Долдырина, 1927 г. р., поделилась воспоминаниями, как в 1941 года проходила мобилизация детей с 13 лет для работы на заводах. В 14 лет Раиса Ивановна работала в тылу на заводе, который производил детали для самолётов.
Леонид Иванович Говор, 1937 г. р., пережил тяжёлые и голодные годы в блокадном Ленинграде. Рассказал, как снаряды попадали в жилые дома. После тяжёлой болезни врачи направили Леонида Ивановича в 1946 году для реабилитации на юг, и таким образом он оказался в Тбилиси.
«Война ни одну семью не обошла стороной. В каждой семье есть родственники, которые воевали и защищали нашу Родину. Мы должны чтить и помнить, какой ценой досталась Победа», - сказала председатель общества «Родник» В. Кузнецова
После рассказов ветеранов ученики прочитали стихи, посвящённые Дню Победы.
Вскоре активисты СРМГ организуют Открытые уроки мира, посвящённые событиям Великой Отечественной войны, для учеников старших классов в городах Болниси, Дманиси и Марнеули.