Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Рига продолжает подготовку к «Тотальному диктанту»
01.04.2015
28 марта 2015 года в Русском центре Балтийской международной академии состоялась вторая (из четырёх запланированных) консультация по русскому языку для всех, кто желает усовершенствовать свои знания по русскому языку и хорошо написать «Тотальный диктант», который в этом году состоится 18 апреля.
На этот раз консультацию проводил Александр Филей – главный менеджер этого международного проекта, который в Латвии будет проходить уже в третий раз. Перед началом лекции Александр Филей рассказал собравшимся о традиции написания «Тотального диктанта» в России, в других странах мира и особо остановился на тех организациях, вузах, школах Латвии, где будут писать диктант.
География городов, участвующих в проекте, год от года расширяется, включая и те города, где в основном проживает латышское население, например, город Валмиера. Для некоторых учителей русского языка как иностранного это способ улучшить грамотность старшеклассников.
Далее Александр Филей остановился на типичных ошибках, которые допускают участники, а также на том, над чем и как поработать дома, чтобы чувствовать себя увереннее на диктанте.