Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре Неаполитанского университета «Л’Ориентале» в период со 23 по 27 февраля 2015 прошли бесплатные интенсивные курсы по подготовке к экзамену ТРКИ (Уровни А1-А2-В1-В2).
На курсах работали две группы: одна – для начинающих базового уровня, другая – для слушателей продвинутого уровня. Курсы работали в утреннее время. Занятия продолжались 4 академических часа каждый день, в группах работало от 5 до 9 человек.
Вела занятия кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ им. Ломоносова, Ольга Николаевна Короткова.
На занятиях рассказывалось о процедуре проведения экзамена, демонстрировались типовые задания по чтению, аудированию, письму, грамматике.