Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках комплексного мероприятия, посвящённого Дню российской науки, 24 февраля на курсах русского языка для детей при Российском культурном центре в Тель-Авиве состоялся открытый тематический урок «О, сколько нам открытий чудных...», в котором приняли участие родители и педагоги-русисты.
В доступной и увлекательной форме преподаватель-русист д-р Татьяна Яцюк рассказала о Дне российской науки – празднике, связанном со знаменательной датой открытия первой Академии наук в России, созданной Петром Первым. Живой интерес у детей вызвал рассказ о гениальном русском учёном, писателе и поэте М. В. Ломоносове, его трудном пути к вершинам науки, вкладе в обогащение русского языка новыми словами.
В ходе занятия юные израильтяне узнали о важных научных открытиях и изобретениях, сделанных русскими учёными, и ознакомились с детскими энциклопедиями и научно-популярными изданиями из фонда кабинета русского языка Российского культурного центра.
В завершение урока был показан любимый многими поколениями российских детей мультфильм «Ивашка из Дворца пионеров», в котором научные знания помогают герою выйти из трудной ситуации победителем.
К празднику российской науки в РКЦ была также развёрнута литературно-художественная выставка «Великие учёные России».