Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Патриарх Кирилл предложил преподавать «Основы религиозной культуры» со 2-го по 9-й класс
04.02.2015
В Ростовской области эту дисциплину выбрали более 80% родителей
Русская православная церковь обратилась к министру образования России Дмитрию Ливанову с предложением преподавать школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» со 2 по 9 класс. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с данным предложением на Архиерейском совещании в Москве во вторник, 3 февраля.
«Надеемся, что это предложение получит поддержку министерства. Однако даже в случае положительного решения следует понимать, что введение предметов модуля во 2-4 классах станет возможным не ранее 2016-2017 учебного года, а в 5-9 классах — не ранее 2017-2018 учебного года», — сказал патриарх Кирилл на Архиерейском совещании в Москве.
Напомним, ранее в интервью donnews.ru министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина рассказала, что все школы Ростовской области укомплектованы педагогами по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
— Мы говорим о комплексном курсе, который реализуется во всех общеобразовательных школах. Этот курс предполагает несколько направлений, и преподаватели готовятся в целом по всему курсу. В своём большинстве это учителя истории и литературы, которые прошли курсы повышения. Родители с 4-го класса выбирают курс, который прослушает их ребёнок. До 80% родителей выбирают основы православной культуры, — сказала Лариса Балина.
По её мнению, у данного предмета есть перспективы дальнейшего развития.
— В частности, его начнут преподавать для старших классов — 7-9-х. Потому, что дети растут, и меняется их мировоззрение. Во всяком случае, это обсуждается, — поделилась своим мнением министр.
Напомним, что «Основы религиозной культуры и светской этики» преподают в школах России с 2012 года. Этот школьный курс изучают ученики 4 класса. Уроки проходят раз в неделю. Курс предполагает шесть модулей, один из которых могут выбрать школьники: это основы православия, ислама, иудаизма, буддизма, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Как отметил патриарх Кирилл, важно решить с министерством образования вопрос оплаты труда педагогов, занимающихся практической реализацией «Основ религиозной культуры и светской этики». Он пояснил, что в настоящее время из бюджета оплачивается ставка только одного педагога, а в случае выбора родителями нескольких модулей директора школ вынуждены самостоятельно изыскивать средства на их реализацию.
Неделей ранее с не менее любопытной инициативой по изменению образовательных стандартов России выступила депутат Госдумы Ирина Яровая. Она заявила, что изучение иностранных языков в школе стало угрозой для российских традиций.
«За время обучения в нашей школе ребёнок изучает русский язык в объёме 866 часов, а иностранные — 939 часов. При этом Минобрнауки собирается ввести ещё и обязательный ЕГЭ по иностранным языкам, а также изучение второго иностранного. Граждан какой страны мы растим? Получается, что наша система образования заточена под изучение иностранного языка. И как мы хотим в таких условиях сохранить наши традиции?», — задалась вопросом Ирина Яровая.
Примечательно, что обе инициативы — депутата Яровой и Патриарха Кирилла поступили почти одновременно. Тут же напрашивается мысль совместить их — убрать из программы иностранные языки и заполнить эти часы Законом Божьим. Вот уж тут восторжествуют традиции!