Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Секционное заседание учителей русского языка и литературы школ города Оша
14.01.2015
12 января 2015 года руководитель ошского Русского центра З. Я. Мискичекова приняла участие в секционном заседании учителей русского языка и литературы школ города Оша в рамках январской декады учителей русского языка и литературы. В заседании приняли участие учителя русского языка и литературы школ с русским, киргизским и узбекским языками обучения. Коллеги, принявшие участие в курсах повышения квалификации, которые были проведены преподавателями Российского нового университета в октябре на базе Русского центра, поделились полученной информацией, интересными формами работы, новой методикой обучения русскому языку как неродному.
Перед учителями выступил заместитель заведующего городским управлением образования А. П. Акжолов, который поделился планами работы управления на 2015 год и задачами, стоящими перед учителями.
Доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии Ошского государственного университета Н. А. Ешенова рассказала о методике преподавания русского языка в школах Казахстана, о состоянии системы образования в этой республике. По окончании выступления она предложила учителям подписываться на журнал «Русский язык и литература в школах Киргизии», а также публиковаться в нём, делиться своим опытом работы.
Руководитель Русского центра З. Я. Мискичекова проинформировала педагогов о положении и статусе русского языка в странах дальнего и ближнего зарубежья, о задачах, которые стоят перед русистами по популяризации и сохранению русского языка. С целью привлечения к сотрудничеству учителей школ и участию в мероприятиях, проводимых Русским центром, ОКПРЯЛ, Россотрудничеством, фондом «Русский мир», она представила отчёт о деятельности Русского центра в 2014 году. Кабинету русского языка школы им. И. Раззакова, в которой проходило секционное заседание, руководитель Русского центра вручила комплект книг для внеклассного чтения, диски и журнал «Русский мир.ru», также она ответила на возникшие вопросы.
Встреча оказалась полезной, учителя получили много интересной информации и выразили благодарность за внимание к их труду и желание им помочь в профессиональном плане.
В этот же день, 12 января 2015 года, в Русском центре филиала РГСУ состоялась презентация сборника статей Международной научно-практической конференции «Пространство русского языка в межкультурных связях России и Киргизии», посвящённой юбилейным датам учёных Ю. А. Заднепровского, Н. М. Пржевальского и Г. С. Зенкова. В сборник вошли 54 статьи, которые представлены учёными из России, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Сборник статей был издан при поддержке Генерального консульства РФ в Оше, за что мы выражаем свою глубокую признательность.