Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Дмитрий Медведев утвердил концепцию ФЦП «Русский язык» на 2016–2020 годы
30.12.2014
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Русский язык» на 2016–2020 годы, сообщает сайт кабмина.
В следующем году заканчивает своё действие ФЦП «Русский язык» на 2011–2015 годы. Первый этап новой программы рассчитан на 2016–2018 годы, второй этап — на 2019–2020 годы.
На первом этапе планируется провести комплекс научно-исследовательских работ в области функционирования, развития и изучения русского языка; техническое, учебно-методическое обеспечение единого электронного образовательного пространства; подготовку, переподготовку и повышение квалификации преподавателей русского языка.
Кроме того, первый этап предусматривает обеспечение организационно-методической поддержки русских школ в странах СНГ и других государствах; поставку учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре; создание полноценных условий для обучения иностранцев русскому языку в объёмах, необходимых для их трудовой деятельности в России.
На втором этапе программы ставятся следующие задачи: развитие кадрового потенциала в этой сфере; завершение формирования инфраструктуры системы открытого образования на русском языке и обучения языку; обеспечение широкой вариативности программ обучения с использованием дистанционных технологий; расширение присутствия русского языка в Интернете; повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.
Подписанным распоряжением устанавливается предельный объём финансирования программы за счёт средств федерального бюджета — 6,767 млрд рублей.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»