Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Московские школьники напишут сочинения о русской азбуке
24.12.2014
Конкурс сочинений «Имя буквы», приуроченный к Году литературы, пройдёт среди московских школьников в 2015 году, сообщает сайт департамента образования города Москвы.
Ученикам 6–7-х классов предлагается написать творческую работу, посвящённую вопросам истории кириллических букв, азбук и кириллической письменности. Конкурс проводится по трём номинациям: «История русской буквы», «История русской азбуки», «История русской книги».
Творческое состязание проводится Городским методическим центром совместно с Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина. Организаторы предлагают в каждой из номинаций выполнить работу в жанре сочинения-рассуждения, лингвистической сказки или эссе. Точную тему работы сможет определить участник конкурса самостоятельно в рамках одной из номинаций.
Заочный этап конкурса состоялся на базе образовательных организаций в октябре-ноябре этого года. Следующий этап пройдёт с 12 января по 9 февраля 2015 года на базе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, где конкурсантам будет предложено выполнить аналогичное творческое задание. Итоги подведут в феврале.