Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Полпред Президента РФ Устинов обеспокоен знанием русского языка школьниками юга России
18.12.2014
Полпред Президента России в Южном федеральном округе Владимир Устинов обеспокоен тем, что большинство школьников ЮФО стали хуже знать русский язык и на экзамене по русскому языку пишут с ошибками, сообщает «Интерфакс».
«Анализ выполнения экзаменационных работ в школах выявил, что 80 % участников экзамена по русскому языку пишут с ошибками», — сказал он в ходе заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО.
Чиновник отметил, что этот факт накладывает негативный отпечаток не только на культуру в регионах в целом, но и зачастую препятствует успешной сдаче экзаменов по другим общеобразовательным предметам.
Он также предложил главам регионов и соответствующих структурных подразделений предпринять дополнительные меры для улучшения качества преподавания русского языка.
В режиме видеоконференции руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов сообщил членам Совета, что в ближайшее время предполагается приблизить экзамен по русскому языку к классической форме — выпускникам будет предложено отвечать на экзаменационные вопросы не только в письменной, но и в устной форме.
Участники совещания предложили также создать региональные программы по преподаванию русского языка и провести анализ успешных практик его преподавания.
Ирина Смирницкая, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»