Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семинар по актуальным проблемам современной России в ПУИЯ
10.12.2014
5 декабря в Центре русского языка Пекинского университета иностранных языков прошёл семинар по актуальным проблемам современной России. В нём приняли участие тридцать студентов-третьекурсников Института русского языка ПУИЯ.
По темам докладов ребята разделились на пять групп. Каждая группа выбрала одного представителя в качестве докладчика. После десятиминутного доклада студенты задали вопросы, а докладчик и его товарищи по группе ответили на них. Темы семинара были весьма разнообразны. По мнению учащихся, на сегодняшний день самая актуальная проблема в России — это российско-украинские отношения. Они обсуждали украинский кризис, воссоединение Крыма с Россией, санкции Запада по отношению к России и их негативные последствия. Ссылаясь на источники, ребята подчеркнули, что Украина с конца XVIII века уже стала неотъемлемой частью России, так что называть присоединение Крыма к России 21 марта 2014 года воссоединением будет совершенно точно.
Кроме того, темы семинара касались российско-китайских отношений. Ребята обсуждали влияние нынешней международной ситуации на российско-китайские отношения, расширение и углубление сотрудничества между Россией и Китаем в рамках ШОС и в регионах Центральной Азии, а также факторы, способствующие развитию сотрудничества между Россией и Китаем в туризме.
Студентка Мао Вэнвэн рассказала нам о самом молодом празднике — Дне Неизвестного Солдата, который впервые в России отметили 3 ноября. Она подчеркнула, что подобное мероприятие крайне важно для воспитания патриотизма у молодёжи.
После всех выступлений ребята выбрали лучшие доклады. Организатор семинара, руководитель Центра русского языка ПУИЯ наградила всех победителей грамотами. Учащиеся остались очень довольны нашим мероприятием, ведь семинар является важной платформой для русистов-старшекурсников в обмене мнениями по актуальным проблемам России на русском языке.