Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Состояние русистики на рубеже веков обсудили в Приднестровском госуниверситете
10.12.2014
5 декабря в Русском центре Приднестровского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко прошёл научный семинар молодых исследователей-русистов, участниками которого стали преподаватели и студенты Института языка и литературы и гости из Воронежского госуниверситета, приехавшие читать лекции будущим приднестровским филологам: заведующая кафедрой русского языка профессор Л. М. Кольцова и доцент В. Н. Гуреев.
На семинаре были рассмотрены проблемы развития русистики на рубеже ХХ–ХХI веков (профессор Е. А. Погорелая), обсуждены итоги международной практической конференции по вопросам межкультурной коммуникации и контактов в Минске (ст. преподаватель Ж. П. Беляева), об электронных коммуникациях и особенностях речевого этикета собравшимся рассказала старший преподаватель А. А. Скомаровская. На семинаре выступили и гости из Воронежского университета.
Студенты Д. Кафитулова, М. Манукян и Е. Григорица сделали сообщения на темы «Грамматика ломоносовского периода», «Академическая грамматика ХХ века» и «Типология и классификация словарей». Затем будущие филологи показали литературную композицию «Я филолог-русист». Студенты говорили, что узнали на семинаре много нового, и попросили проводить мероприятия по такой тематике ежегодно.
Людмила Кебуладзе, методист Русского центра ПГУ им. Т. Г. Шевченко