Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Урок речевого этикета провели преподаватели курсов русского языка в Пекине
08.12.2014
Ученики начальных классов школы при Посольстве России в Китае приняли участие в празднике детского творчества. Специально для праздника в Российском культурном центре в Пекине были созданы шесть творческих станций: «Театральная», «Художественная», «Шахматная», «Музыкальная», «Речевой этикет» и «Танцевальная», сообщает представительство Россотрудничества в Китае.
В течение нескольких часов дети демонстрировали своё умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. С большим удовольствием школьники посетили урок речевого этикета, подготовленный преподавателем курсов русского языка Российского культурного центра, и урок игры в шахматы. А на художественной станции ребята нарисовали новогодние открытки для своих родителей и учителей. Завершился праздник ярким выступлением детских творческих коллективов.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»