Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Для преподавателей-русистов в Берлине организовали Неделю русского языка
04.12.2014
Неделя русского языка завершилась в столице Германии. Организаторами мероприятия выступили Российский дом науки и культуры (РДНК), Берлинский университет им. Гумбольдта совместно с российскими вузами при поддержке фонда «Западно-восточные встречи».
В рамках недели организовали курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка из общеобразовательных школ, языковых центров, воскресных школ и вузов. Для учителей, которые не являются носителями русского языка, состоялся практический семинар по устной речи. Кроме того, были запланированы лекции и методические рабочие группы, германо-российские встречи в учебных заведениях, а также конкурсная программа для школьников. Лекции читали преподаватели российских, немецких и австрийских вузов и школ, а также сотрудники издательств, сообщает сайт Российского дома науки и культуры.
Главной темой «Недели русского языка» в этом году стало «Преподавание русского языка на начальном этапе». Как пояснили организаторы, «именно начальный этап — курсы элементарного и базового уровней — наиболее широко представлен в современной немецкой школе и вузе, и методические вопросы по этому особенно актуальны».
Интерес к русскому языку в Германии в последние годы находится на стабильном уровне. Количество немецких школьников, изучающих русский, достигло в 2013–2014 учебном году 107 тысяч человек.
В большинстве немецких вузов ежегодно наблюдается приток новых студентов на курсы русского языка. Вместе с тем на изучение иностранных языков, в том числе русского, в школе и вузе отводится небольшое количество часов. Ещё одной проблемой является количественный и часто смешанный состав групп (немцы и соотечественники обучаются вместе).
Участниками мероприятий стали более 170 специалистов из 12 немецких федеральных земель, Австрии и Швейцарии, более 200 немецких школьников и студентов. По итогам работы все они получили сертификаты о повышении профессиональной квалификации.
«Неделя» признана в качестве официального мероприятия повышения квалификации шестью земельными немецкими министерствами образования — в Берлине, Саксонии, Бранденбурге, Мекленбурге-Передней Померании, Саксонии-Ангальте и Тюрингии. Решение о возможности участия преподавателей Гамбурга, Нижней Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии принимает руководство школ.