Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вячеслав Никонов считает, что устная часть должна быть в ЕГЭ не только по иностранному, но и по русскому языку
02.12.2014
Экзамен по истории может стать обязательным в школах, а в тесты по русскому языку эксперты предлагают добавить устную часть. Председатель комитета по образованию Госдумы, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов считает, что устная часть должна быть в ЕГЭ не только по иностранному, но и по русскому языку.
«Думаю, что нужен устный компонент по русскому языку. И явно меньшее количество учебников по этому предмету. Сейчас в школах 60 учебников русского языка, а нужно гораздо меньше», — высказал своё мнение Вячеслав Никонов в интервью «Российской газете».
По его словам, система ЕГЭ не создавала стимулов писать, но сочинение тем не менее возвращается в школу. «Хотя в ближайшие годы хорошие сочинения мы вряд ли увидим», — полагает Вячеслав Никонов. Причина в том, что школьники не умеют связно и грамотно излагать свои мысли ни устно, ни письменно.
Никонов считает, что в идеале нужны дополнительные экзамены ЕГЭ по всем предметам. Но всё это ещё и очень большие деньги. А вот история в качестве обязательного предмета ЕГЭ может появиться в школах.
«235 учебников истории для всех линеек, которыми сейчас пользуются в школах — перебор, — полагает историк по образованию Никонов. — В вузах ситуация с преподаванием истории не такая острая, как в школах, но я не исключаю, что в вузах появятся новые учебники истории, выдержанные в единой концепции, но ориентированные на разные специальности».
На факультете госуправления МГУ, где Вячеслав Никонов является деканом, в последние годы всегда самый высокий конкурс, и всё равно бывает немало слабых студентов. Обычно таких отчисляют за плохое знание иностранного языка и математики.
«При поступлении абитуриенты сдают ЕГЭ, но потом выясняется, что языка они не знают. Есть проблемы с математикой. Конечно, у нас не мехмат, не факультет высшей математики и кибернетики, но предмет знать надо, — подчеркнул Вячеслав Никонов. — Факультет управления существует в МГУ всего 20 лет, но за это время стал самым популярным у абитуриентов. Конкурс огромный! Во-первых, там мало бюджетных мест, а во-вторых, выпускники у работодателей нарасхват».
Михаил Румянцев, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»