Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Модриче (Республика Сербская) на уроках русского языка Нада Билбия, преподаватель курсов русского языка при Кабинете Русского мира, работает над совершенствованием разговорной речи, следит за тем, чтобы ученики максимально использовали имеющиеся в каждом уроке речевые образцы. В учебнике «Жили-были» они представлены в большом количестве. Их разнообразие позволяет свободно общаться в рамках темы, заданной уроком. Нада Билбия старается регулярно работать с рисунками, ведь они помогают слушателям говорить не только более свободно, но и более правильно. Особенно это касается историй в рисунках из второй части учебника, которые представлены в каждом уроке.
На уроках учитель использует различные приёмы, связанные с техникой чтения: знакомство с новыми, наиболее важными для понимания содержания словами; демонстрацию облегчающих понимание картинок; повторение некоторых фраз текста; беседу по его содержанию, позволяющую понять смысл прочитанного. Уроки преподавателя нравятся слушателям, поэтому каждый вечер после работы они спешат на занятия.