Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русисты из ПУИЯ одержали победу на I Всекитайском телевизионном конкурсе по русскому языку
11.11.2014
7 ноября в Пекине прошёл финал I Всекитайского телевизионного конкурса по русскому языку «Стань победителем», который проводился по инициативе Министерства образования КНР и Центрального телевидения Китая.
В конкурсе принимали участие шесть команд из шести ведущих вузов Китая, где преподают русский язык. Участников конкурса отбирали из сотен русистов по итогам отборочного тура, проведённого в начале июля.
Финал состоял из трёх заданий: миниатюры, дебатов и озвучки фильма. При этом команды должны были показать не только высокий уровень владения русским языком, но и актёрские способности, а также умение работать в команде.
Победителем конкурса стала команда Пекинского университета иностранных языков. Второе место занял Пекинский университет, третье — Хэйлунцзянский университет. Финал конкурса будут транслировать китайские и российские СМИ в декабре этого года.
Несомненно, являясь одним из важнейших мероприятий в рамках Года дружественных молодёжных обменов, конкурс даст новый стимул для развития гуманитарного сотрудничества и межкультурной коммуникации между Китаем и Россией.