Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Германии начался финал общефедерального конкурса «Учить русский, играя»
30.10.2014
Финал седьмого этапа общегерманского конкурса «Учить русский, играя» стартовал в «Европа-парке» в городе Руст под Фрайбургом (федеральная земля Баден-Вюртемберг). В нём участвуют 16 команд со всех концов Германии, которые в течение трёх дней продемонстрируют свои знания языка Пушкина и Толстого.
Как рассказала Ирене Эстерле, представитель отдела по связям с общественностью и СМИ неправительственной организации Германо-Российский форум, организовавшей проект, 32 школьника и их учителя по русскому языку по приглашению компании «Газпром Германия» проведут эти дни в крупнейшем парке развлечений ФРГ. Финалисты прибыли из гимназий и школ 10 федеральных земель – из Саксонии, Саксонии-Анхальт, Тюрингии, Нижней Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии, Берлина, Шлезвиг-Гольштейна, Гёссена, Баден-Вюртемберга и Рейнланд-Пфальца. Они разместились в одном из отелей Руста.
Команду-победительницу ждёт главный приз: недельное путешествие в Москву и Санкт-Петербург. Команды, занявшие второе и третье места, также будут награждены поездками в Россию.
Конкурс «Учить русский, играя», проводится в Германии с 2007 года, который был объявлен Международным годом русского языка. Его цель — с помощью игр пробудить у возможно большего числа молодых людей интерес к языку страны-партнёра. Участвовать в конкурсе могут все школы ФРГ, а не только те, где в той или иной степени преподается русский. За минувшие годы этот языковый турнир объединил почти 28 тысяч учащихся из всех 16 федеральных земель страны.
В основе проекта «Учить русский, играя» лежит немецко-русская версия игры «Нью Амичи» по изучению языков, которая имеет различные уровни сложности. В смешанных командах новички играют с теми, кто хорошо знает русский. Это могут быть учителя русского языка или школьники из семей-выходцев из России. Сначала команды соперничают друг с другом на уровне школ отдельных районов, затем на уровне земель, после чего проводится финал.
Содействие в реализации проекта оказывают также фонд «Русский мир», фонд Германо-российский молодёжный обмен, институт имени Гёте, ряд объединений учителей, передаёт портал «Евроньюз».
Алексей Зрелов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»